Статьи. Разъяснения по вопросам государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилые помещения, здания, строения, сооружения

В ходе осуществления государственной регистрации нередко возникают проблемные вопросы, требующие дополнительного разъяснения. Так, в связи с несовершенством законодательства в области разграничения государственной собственности, а порой и полным отсутствием нормативного регулирования ряда вопросов, осложняется процедура проведения государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилые помещения, здания, строения и сооружения. Кроме того, многообразие способов приобретения права муниципальной собственности и различный порядок передачи объектов недвижимости в муниципальную собственность вызывает необходимость обозначения основных этапов указанного процесса.

В соответствии с действующим законодательством одним из способов приобретения права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества является разграничение государственной собственности в РФ.

Согласно п.2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (ред. 21.07.93, с изм.10.09.93, далее - Постановление) объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к Постановлению, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Передача из государственной собственности в муниципальную собственность объектов недвижимости осуществлялась в соответствии с Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утв. распоряжением Президента РФ от 18.03.92 N 114-рп (далее - Положение).

На основании п.9 указанного Положения комитетом по управлению имуществом муниципального образования, в частности г.Перми, составлялся перечень объектов, включаемых в состав муниципальной собственности, который утверждался местными Советами народных депутатов, после чего перечень представлялся на регистрацию в комитет по управлению имуществом субъекта РФ (Пермской области). В этот перечень могли быть включены только объекты, относящиеся к муниципальной соб-ственности. в соответствии с Приложением 3 к Постановлению. При обнаружении в перечне объектов, не соответствующих требованиям Приложения 3 к Постановлению, комитет по управлению имуществом Пермской области исключал такие объекты из перечня. Не исключенные из перечня объекты согласно п.9 Положения считаются переданными в муниципальную собственность с момента принятия решения о передаче Советом народных депутатов области или по истечении 2-месячного срока с момента регистрации перечня, если соответствующее решение не было принято. В соответствии с п.10 Положения, если в установленные законодательством сроки Советом народных депутатов не было принято соответствующее решение о передаче объекта в муниципальную собственность, документом, подтверждающим право муниципальной собственности на указанный объект до его включения в реестр муниципальной собственности, являлся зарегистрированный перечень объектов муниципального имущества с учетом изменений, внесенных комитетом по управлению имуществом Пермской области.

Данный порядок действовал до издания Президентом РФ Указа от 22.12.93 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в РФ". Пункт 1 Указа предоставил органам местного самоуправления полномочия самостоятельно утверждать перечень объектов, составляющих муниципальную собственность в соответствии с Приложением 3 к Постановлению. Поскольку Указом не определен орган местного самоуправления, которым должны быть утверждены указанные перечни, полагаем, что они могут быть утверждены как представительным, так и исполнительным органом в зависимости от распределения компетенции в соответствии с нормативными актами местного уровня. Более того, данная позиция подтверждена практикой арбитражных судов, из которой следует, что объекты, содержащиеся в Приложении 3 к Постановлению, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу указания закона и независимо от того, какой орган утвердит перечни (п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.06.97 №15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий").

В итоге муниципальное имущество, включенное в зарегистрированные либо утвержденные в установленном порядке перечни, подлежало пообъектной регистрации в реестре муниципальной собственности.

Таким образом, исходя из особенностей вышеуказанной процедуры, основаниями для формирования реестра муниципального имущества являются решение Совета народных депутатов по передаче объектов в муниципальную собственность либо зарегистрированный комитетом по управлению имуществом Пермской области перечень объектов муниципального имущества - до 22.12.93, а также перечень объектов, составляющих муниципальную собственность, утвержденный постановлением (решением, распоряжением) уполномоченного органа местного самоуправления - после 22.12.93.

Соответственно в зависимости от порядка, действовавшего на момент включения объекта недвижимости в реестр муниципальной собственности, правоустанавливающими документами, представляемыми для проведения государственной регистрации права муниципальной собственности на данный объект, могут являться решение Совета народных депутатов либо постановление (решение, распоряжение) органа местного самоуправления, которыми утверждены перечни объектов муниципального имущества.

Помимо прочего, из содержания п. 5 вышеуказанного Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.06.97 N 15 также следует, что поскольку объекты, перечисленные в Приложении 3 к Постановлению, отнесены к муниципальной собственности непосредственно в силу положений данного Постановления, такие объекты могут рассматриваться как объекты муниципальной собственности. То есть отсутствие утвержденного перечня указанных объектов не свидетельствует о том, что они не являются объектами муниципальной собственности.

Исходя из этого, в случае отсутствия зарегистрированных либо утвержденных в установленном порядке перечней объектов муниципального имущества, основанием для включения объекта в реестр муниципального имущества, и соответственно, для осуществления государственной регистрации права муниципальной собственности на такие объекты будет выступать Постановление ВС РФ от 27.12.91 N 3020-1.

При внесении же объектов недвижимости в реестр муниципальной собственности по иным основаниям приобретения права муниципальной собственности (сделки, судебные решения и др.) правоустанавливающими документами для проведения государственной регистрации будут являться соответствующие требованиям действующего законодательства документы, послужившие основаниями приобретения объектов недвижимости на праве собственности.

Кроме того, независимо от процедуры, действовавшей при включении объекта недвижимого имущества в реестр муниципальной собственности, а также при отнесении объекта к муниципальной собственности по иным основаниям, в качестве документа, подтверждающего Факт закрепления права собственности на такой объект за муниципальным образованием на момент обращения за государственной регистрацией, к заявлению о государственной регистрации, представленному в учреждение юстиции по регистрации прав, наряду с правоустанавливающими документами требуется приложение выписки из реестра муниципального имущества.

Однако зачастую на практике в представляемой выписке не указываются основания внесения объекта недвижимости в реестр муниципальной собственности, что может послужить причиной для возникновения сомнений в возможности проведения государственной регистрации, так как данная информация необходима для определения порядка передачи объектов в муниципальную собственность, действовавшего на момент включения объекта в реестр, в целях установления правомерности отнесения объекта к муниципальному имуществу.

В связи с этим, для осуществления государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости, отнесенный к муниципальной собственности в силу Приложения 3 к Постановлению либо по иным основаниям приобретения права муниципальной собственности, выписка из реестра муниципального имущества на указанные объекты должна содержать данные, позволяющие идентифицировать объект недвижимости, а также сведения о документе, который послужил основанием для включения объекта в реестр и позволяет установить процедуру, действовавшую на момент передачи объекта в муниципальную собственность.

Вернуться к списку статей